К юбилею краеведческого музея: экспедиция по Туртасу (путевые заметки)

14.07.2017

14 января 2018 года исполнится 10 лет со дня образования АУ «Краеведческий музей Уватского муниципального района "Легенды седого Иртыша"». В связи с этим важным событием в истории музея мы решили познакомить жителей с его деятельностью и показать его роль в изучении истории земли Уватской, рассказав об экспедициях.


С 16 по 22 мая 2009 года сотрудники краеведческого музея «Легенды седого Иртыша» Л.А.Телегина и О.В.Бронникова, а также археолог Л.Н.Сладкова из Тобольского музея-заповедника приняли участие в этнографической экспедиции по реке Туртас. Ее цель – выявить поселения, которые располагались по реке Туртас.


День первый

В 8:10 втроем мы уже были на правобережье у паромной переправы. Минут через 10 участники экспедиции сидели в машине «Вольво» и ехали по направлению к Туртасу. Закупили продукты и отправились к мосту по дороге, ведущей к Кальчинскому месторождению. Машина остановилась у моста, и мы стали грузить вещи на катер. Затем еще раз уточнили маршрут по картам, которые нам любезно предоставил бывший директор Уватского леспромхоза Ф.С.Кожевников. Наш маршрут должен был пройти от поселка Туртас до развилки реки Туртас, где он делится на Большой и Малый. Затем экспедиция должна проследовать по Большому Туртасу до охотстанции, а потом повернуть обратно и дойти до его устья.


В первом часу дня пошли против течения вверх по таежной реке. За кормой на правом берегу осталась Катина гора. Есть несколько версий, объясняющих это название. По первой версии, на этой горе медведь задавил девушку Катю. А по второй – она была застрелена. Скорее всего, это произошло в годы гражданской войны.


Первую остановку сделали около горы на левобережье. Мы предположили, что это место могло быть местом поклонения коренных жителей, но металлоискатель не дал никаких результатов. А какая это красивая гора! Высота ее примерно метров 70. Рябчики тоже облюбовали ее. Затаив дыхание, участники экспедиции рассматривали, как птицы по-хозяйски прогуливались по склонам. Попробовали черемшу (дикий чеснок). Кстати, он нисколько не горький. Спустившись с крутого берега (ярыма) и пройдя по нему, обследовали место, где рябчики глотают галечник, необходимый для перетирания пищи.


В 16:00 прошли мимо бывшего лесоучастка Бичени, или Карачинских ребер, располагавшихся раньше у места впадения речки Бичени в Туртас. В свое время эту речку «топтал» известный многим старожилам лесник Г.М.Баранцев.


В годы войны в лесоучастке заготавливали березу для ружболванок. Рабочие вытесывали заготовки в лесу, а потом вывозили на санях с высокими копыльями (стояками высотой 40 сантиметров), забирая болванки у поваленных берез.


Ближе к вечеру загремел гром, засверкала молния, и полил дождь. В 10 часов вечера катер пристал к Ильтым-горе, которая является частью Тобольской горы. В Уватском районе она называется по-разному в зависимости от того, где проходит: Горная, Кошелёвская, Туртасская. В середине ХХ века у подножья горы стояло несколько бараков. В годы войны депортированные поляки, молдаване, калмыки заготавливали березу и распиливали на лыжную и ружейную болванку. О том времени сейчас напоминают только колеса, оставшиеся от электрорамы, да ямы, выкопанные в горе для гаражей, предназначенных для тракторов.


А сейчас у озера стоит великолепная деревянная двухэтажная дача А.А.Затонских. Рядом – уютная баня, построенная в виде пирамиды. Дом сделан с большой любовью. Здесь можно приготовить еду и даже посмотреть телевизор. Младший Затонских, кстати, тоже Александр, решил приготовить для гостей жареных линей, которыми их угостили проезжающие мимо рыбаки. Ужин получился на славу. Замечательной оказалась и баня.


День второй

В 13:00 исследователи отправились дальше по своему маршруту, так как капитан с утра отвозил сына вместе с другом домой в поселок Туртас. Волны от катера, набегая на берег, окатывали стволы тальника, кусты черной и красной смородины, приготовившейся распустить свои бутоны, и красные стволы волчьего лыка. Чуть повыше, во втором ярусе, растет черемуха. Еще бы неделя – и мы бы плыли по белому коридору из цветов черемухи. На самом берегу теснятся березы, осина, ель, реже встречаются кедр, сосна и еще реже – лиственница. Значит, места здесь сырые и не очень-то были удобны для поселения людей в древности. Первобытные охотники и рыбаки предпочитали сухие сосновые и кедровые гривы.


Вскоре остановились у трех ручьев (чагатов) у Чистой речки. На озере виднеются бобровые хатки, а на берегу лежат сваленные животными деревья. Диаметр одного из них составил около метра. Какие умницы эти бобры – подпиливают дерево зубами так, чтобы при порыве ветра оно упало в воду. Вот и стоят, дожидаясь ветра, осины, подпиленные с разным градусом уклона и тоненькой серединочкой диаметром в 5 сантиметров.


По дороге к Тихой речке спугнули старого лиса. Мы с любопытством разглядывали спущенные верховые капканы на соболя и куницу. Оказывается, охотники не убирают их на лето, чтобы звери привыкли к ним.


В 19:30 прошли мимо бывшего лесоучастка Агиян, образованного уже после войны, примерно в 1947 году. Сюда переехали рабочие из лесоучастка Атнист после его закрытия. В 1948 году сюда были привезены украинцы и белорусы. В народе их называли «бандеровцами», а сослали этих несчастных сюда за то, что они не выработали 31 трудодень. Был даже издан приказ, разрешающий стрелять по ним в случае побега.


На расстоянии трех километров от Агияна, вверх по реке располагался Старый Агиян, где жили рыбаки и охотники. Эти населенные пункты были названы по правому притоку Туртаса Агияну.


Еще дальше вверх по реке, через 7-8 километров находилась рельсовая, или декавильная дорога протяженностью от 4 до 6 километров. Она была проложена от Бобровского мыса по болоту к горе, где росла хорошая сосна.


В 22:00 проплыли мимо «министерского» озера. Оно славится тем, что здесь ловятся караси с большими головами и укороченным туловищем.


В 01:30 встали на ночевку, отплыв от Нового Туртаса 1,5 километра.


День третий

Утром к катеру пристала лодка с двумя рыбаками – бывшими жителями поселка, угостившими нас линями. Оказывается, эту рыбу можно поймать во время ледохода, икромета и ледостава. Рыба очень пугливая: стоит только выстрелить из ружья, и она ляжет на дно.


За 7 дней нашего путешествия нам встретилось всего 7 человек, а в целом по реке плавает человек 20. На ночь в лодке можно спокойно оставить любую вещь, и никто ничего не возьмет. Здесь не запирают охотничьи избушки.


Во время следования мы увидели и побывали не в одной охотничьей избушке. В них свободно хранятся продукты, снасти, горючее. Изредка встречаются очень старые избушки-землянки. Одну такую землянку встретили у ручья Большой Як. А по реке Большому Туртасу подивились на избушку, где отводила свою душу творческая натура, создав два великолепных кресла из цельного дерева и установив их по обе стороны от «интересного заведения». Над дверью охотничьего домика помещено изображение женщины, напоминающее древнюю бабу, встречающуюся в степях. Думается, что такая современная избушка с верандой привлекла бы внимание туристов. А в том, что охотники – люди с добрым юмором, мы убедились, когда прочитали над дверью одной из изб надпись «Сельсовет» и увидели развевающийся флаг.


Самым замечательным событием этого дня был подъем на Мотыговскую гору. Иногда ее называют Лысой, или Дыроватой горой. Это одно из самых красивых мест не только в Уватском районе, но и в Тюменской области. Именно здесь через некоторое время река проложит себе новое русло там, где сейчас образовался узенький перешеек длиной в несколько метров. С 70-метровой высоты как на ладони виден полуостров, который скоро превратится в остров. На фоне нежной весенней зелени выделяется коричневая лента изгибающейся таежной речки, питающейся болотными водами. Несколько лет назад в горе образовалось отверстие, а сверху держался полуметровый слой почвы. В настоящее время гора в этом месте усела на несколько метров. Налюбовавшись прекрасным видом, поблагодарив бога реки, стали подробно обследовать это интересное место. На самой вершине нашли стелющиеся хвойные деревья.


Следующую остановку сделали у Горбуново, а затем – в Герасимово. Последнее поселение расположено в 8 километрах от второй Дыроватой горы. Назвали его по имени охотника Герасима. Он был арестован в годы войны по доносу за то, что хранил нарезное оружие-винтовку. Сын Михаил исчез тоже в годы войны. Позднее здесь были построены бараки и располагался мастерский участок. А сейчас, как и все населенные пункты, связанные с лесной промышленностью, – заброшены и затягиваются лесом, так природа залечивает свои раны – наследие деятельности человека.


В 11-м часу вечера Ольге Васильевне посчастливилось снять на камеру сидевшего на берегу реки хозяина тайги, но особого желания позировать у медведя не оказалось. Он вскоре исчез в гуще деревьев.


День четвертый

На ночевку встали уже в первом часу ночи у самой стрелки, где река раздваивается на Большой и Малый Туртас. Утром решили обследовать близлежащую территорию и заблудились. Немного поплутав, вышли на голос нашего капитана. После обеда решили идти дальше на шлюпке. В путешествии на лодке по реке вместе с капитаном отправились Любовь Николаевна и Ольга Васильевна. Погода наконец-то направилась, и установилось тепло. Исследователи вернулись к вечеру, побывав в Петраково, Бурчаково, привезли с собой находки: гирю, уголки для кладки кирпичей, гвозди, подкову и так далее. По дороге путешественникам удалось снять на камеру плывущего бобра.


День пятый

Идем обратно вниз по течению к устью Туртаса. Скорость движения увеличилась на 2,5-3 километра. Интересно, а как же раньше добирались по Туртасу? Старожилы рассказывают, что после войны от устья Туртаса вверх на лодке плыли на гребях старшина с гребцами и ставили вехи на отмелях вместо бакенов. Вехи делали из тала, а вершину завязывали узлом из краснотала. По реке ходили винтовые пароходы «Сталинград» и «Архангельск». Они тянули за собой баржи, груженные фанерой. Люди добирались до районного центра пешком, собирались партиями по 10-15 человек и шли, останавливаясь на ночевку в деревнях Берёзовка или Шандар. Сибиряки плавали по реке на деревянной лодке с двухлопастными веслами. Если встречались отмели, то тогда лодку тянули верёвкой. Почту в летнее время доставляли на лодке со стационарным двигателем.


Сделали несколько остановок и обнаружили на последней основания жилищ и землянок. В основании одной из них нашли бутылку 1938 года с дегтем.


Когда мы шли между Старым и Новым Атнистом, неожиданно сломался двигатель, и нам пришлось остановиться на ночевку. Старый Атнист был образован в 1936 году как рыбоартель, объединившая 7 семей, в частности, Канаевых, Долгошеиных, Карповых, Семёновых. Она прекратила свое существование в 1940 году. Лесоучасток Новый Атнист открылся в 1939 году, он находился в 2-х километрах от Старого Атниста вверх по реке. Именно здесь работали депортированные поляки. В 1946 году его перевели в Агиян, который просуществовал как лесной кордон до начала 70-х годов.


День шестой

Идем на шлюпке, так как катер так и не удалось отремонтировать своими силами, и он остался стоять недалеко от Атниста. Температура минусовая. Речка подернулась льдом. Падает снег. Остановились у Нового Атниста и попытались разыскать польское кладбище. К большему сожалению, у нас ничего не получилось. Недалеко от берега, в лесу наткнулись на заржавленную борону, значит, бывшие жители занимались сельским хозяйством. У озера Облеват на берегу Туртаса обнаружили остатки жилищ рыбаков ХХ века.


На месте Нового Туртаса нет привычных взгляду зарослей малины. Здесь была проведена рекультивация почвы, высажена сосна. Сиротливо смотрятся несколько сохранившихся зданий. Одно из них – здание лесничества – до сих пор стоит на балансе предприятия. Хорошо сохранилась двухэтажная кинобудка, а здание дома культуры, как и все остальные строения, было перевезено в Туртас. А какое замечательное начало было у этого поселка! Строило Новый Туртас Уватское СМУ Тюменского лестрансстроя. В 1957 году поселок становится центром развития лесной промышленности в районе. Если раньше лес заготовляли на расстоянии 5-ти километров, то сейчас появилась возможность привозить древесину за 50 километров. С этой целью прокладывались дороги в лесу. В самом поселке осуществлялась переработка древесины, пилили тарную дощечку, шпульный квадрат, из которого делали тюрички для пряжи, применяемые в текстильной промышленности. В поселке лесозаготовителей проживало 2,5 тысячи человек, приехавших сюда из Пермской области и близлежащих участков. Это было современное поселение, в котором находились котельная, электростанция, фельдшерско-акушерский пункт, школа-десятилетка. В поселке было много молодежи. Кстати, в леспромхозе начинала свою трудовую деятельность (биографию) в качестве сучкоруба известная певица Жанна Агузарова. Постановлением правительства в 1972-1973-х годах была запрещена заготовка древесины молевым сплавом, что и определило судьбу поселка лесозаготовителей.


В девятом часу вечера остановились у Старого Ильтыма. Александр Анатольевич показал нам остов старой самоходки, когда-то курсирующей по таежной речке. У мужчин, плававших по Туртасу несколько лет назад и собиравших металлолом, не поднялась рука, чтобы сдать ее во вторчермет. Они решили оставить остов самоходки как памятник. Заночевали снова на даче у гостеприимного хозяина А.А.Затонских, предварительно отогревшись в горячей бане.


День седьмой

В 9 часов утра пошли на лодке к истоку Большого Яка. Наше внимание привлекли два останца, где мы заложили разведочные шурфы. И снова нас постигла неудача.


Двигаясь по звериной тропе, обнаружили на соснах шерстинки, оставленные хозяином леса, и лося, а также увидели знак, оставленный когтистой медвежьей лапой. Перебравшись по льду через ручей, наткнулись на интересное растение, похожее листочками на ландыш больших размеров, а по форме напоминающее кукурузный початок. Растение называется чемерица Лобеля (семейство Мелантиевые). В роду 25 (по другим данным – 45) видов. Распространены в Европе, Азии и Северной Америке. Произрастают на сырых лугах, травяных болотах, в светлых лесах. Корневищный многолетник. Стебли облиственные, прямостоячие, высокие (до 1,7 метра). Листья широкоовальные, цветки беловатые, красноватые или зеленоватые, собраны в метельчатые, реже кистевидные соцветия. Растет не менее 50 лет. Массовое цветение повторяется через два-три года. Первое цветение – в 10-30 лет. Все части растения ядовитые. Используется в народной медицине. Нам посчастливилось также увидеть и целую плантацию Марьиного корня.


В 6 часов вечера нас уже ждали на промбазе «УватСтройИндустрия» в Туртасе, где напоили горячим кофе и провели экскурсию. Мы с удовольствием посмотрели, как готовятся керамзитоблоки и брусчатка. Думается, что жителям Уватского района просто повезло, что здесь, совсем под боком, готовят такую качественную и нужную всем продукцию. Затем на машине мы поехали на место бывшей деревни Кускачки, где В.Г.Баранцев установил памятник своей родной деревне. Это единственный своего рода опознавательный знак, поставленный на речке Туртас. А у А.А.Затонских есть замечательная мечта – установить опознавательные знаки на местах всех исчезнувших деревень. В свои 38 лет он прекрасно понимает, что ничего не должно быть забыто и так важно сохранить этот хрупкий, существующий рядом с нами мир природы.


Наша экспедиция не получилась бы такой интересной, если бы с нами не было удивительного и увлеченного человека – археолога Л.Н.Сладковой, а почетный житель района, бывший директор Уватского леспромхоза Ф.С.Кожевников не познакомил бы нас с историей развития лесной промышленности.


И пусть мы были в пути 7, а не 9 дней и не смогли осуществить намеченное в полном объеме, мы узнали много нового, обрели новых друзей, а до конца свой маршрут пройдем немного позднее.


Директор музея «Легенды седого Иртыша»

Людмила Телегина


Дата создания: 14.07.2017 12:38:54 Дата изменения: 14.07.2017 12:47:52

Количество показов: 3793

Поделиться в:

Возврат к списку

Последние новости

  • Последние
  • В тегах
  • Топ-100

Общество