Инклюзивное образование

В соответствии с пунктом 27 статьи 2 Федерального закона от 27.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.

В целях реализации права каждого человека на образование федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья (п.1 ч.5 ст.5 Федерального закона от 27.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).


Основная задача инклюзивного образования - создание доброжелательной и доступной среды, позволяющей обучающимся получать знания, в максимальной степени реализовать собственные возможности в постановке и достижении жизненных целей.


Инклюзивное образование - это:

· Гуманизация отношений участников образовательного процесса

· Новое, более высокое качество дидактики, оптимально подкрепляемое материальной базой; профессиональный рост преподавателя

· Ученик, абитуриент, студент - центральная фигура в учебном плане

· Гибкая методика преподавания предметов, наличие оптимальной образовательной среды

· Снижение числа неуспевающих, повышение качества знаний обучаемых; всемерное развитие природных дарований

· Открытость образовательного процесса и стратегий образования

· Углубление инклюзивности общества - комфортности жизни для всех; совершенствование материальных и духовных основ общества

· Устранение всех видов дискриминации; содействие в реализации жизненных целей


Создание в Уватском муниципальном районе условий для инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов

В связи с вступлением в силу Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» введено понятие «инклюзивное образование» - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.

Данным документом регламентируются вопросы организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья (детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья) в образовательных организациях, расположенных на территории Уватского муниципального района Тюменской области. Для создания условий получения инклюзивного образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее – обучающиеся с ОВЗ) в районе формируются доступные условия в образовательных учреждений, реализующих образовательные программы общего образования, обеспечивающих совместное обучение инвалидов и лиц, не имеющих нарушений развития: получение образования доступно в каждой образовательной организации.


Нормативно-правовая база

Указ Президента РФ от 01.06.2012 N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы"


Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 №1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»


Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 №1598 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»


Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.06.2013 № ИР-535/07 "О коррекционном инклюзивном образовании детей"


Организация работы по развитию инклюзивного процесса обучения детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья с учётом потребностей и созданных условий в общеобразовательных организациях Уватского муниципального района


Одним из приоритетных направлений в сфере образования остается обеспечение гарантий равных прав на образование для лиц с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов.

1. По состоянию на 30 марта 2016 года в муниципальных общеобразовательных организациях района обучается детей с ОВЗ школьного возраста – 133, в том числе 44 ребенка-инвалида;

По адаптированной образовательной программе для учащихся с умственной отсталостью (8 вид) – 68 человек, из них 13 инвалидов, по адаптированной образовательной программе для учащихся с задержкой психического развития (7 вид) – 37 ребенка, из них 3 ребенка-инвалида, 13 детей-инвалидов – по общеобразовательной программе, 15детей-инвалидов обучаются по индивидуальной программе развития.

2. В ДОУ: 25 детей с ОВЗ, из них 18 детей-инвалидов.

3. Дистанционно обучаются 2 ребенка ( МАОУ СОШ п. Демьянка, МАОУ Туртасская СОШ).

4. За пределами района обучаются дети-инвалиды, дети ОВЗ в:

- АО Успенский детский дом-интернат для умственно отсталых детей: 1

-Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат 1 и 2 вида г. Ишима: 4 человека

- Зареченская СКОУ для детей с умственной отсталостью: 13 человек



Нормативно-правовые акты


Полезные ссылки

Общество