Информация о порядке получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья в Уватском муниципальном районе.

Получение детьми с ограниченными возможностями образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.

 

В статье 43 Конституции РФ закреплено, что каждый имеет право на образование. Гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

 

Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий (п.16 ст.2 Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ).

Содержание образования и условия организации обучения и воспитания детей с ОВЗ определяются соответствующей адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида (ч.1 ст. 79 Закона № 273-ФЗ).

Адаптированная образовательная программа – это образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц (п.28 ст.2 Закона № 273-ФЗ; Примерная адаптированная образовательная  программа, одобрена решением Федерального учебно-методического объединения по общему образованию, Протокол от 22.12.2015 № 4/15).

В Уватском муниципальном районе обучение детей с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) осуществляется в общеобразовательных организациях совместно с нормотипичными детьми (инклюзивное обучение) по адаптированным основным общеобразовательным программам.

Среди обучающихся ОВЗ отмечаются следующие нозологии:

·       Обучающиеся с задержкой психического развития;

·       Обучающиеся с тяжелыми нарушениями речи;

·       Обучающиеся с интеллектуальными нарушениями;

·       Обучающиеся с нарушениями опорно-двигательного аппарата;

·       Обучающиеся с тяжелыми нарушениями развития;

·       Обучающиеся с нарушениями зрения;

·       Обучающиеся с нарушениями слуха;

·       Обучающиеся с расстройствами аутистического спектра.

 

 В общеобразовательных организациях Уватского муниципального района созданы специальные условия для получения образования обучающихся с ОВЗ (ч.2, 10 ст.79 закона №273-ФЗ).

Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в настоящем Федеральном законе понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

 

Нормативно-правовая база при организации обучения детей с ОВЗ:

1.     Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция) / КонсультантПлюс (consultant.ru)

2.     Письмо Минобрнауки России от 11.08.2016 № ВК-1788/07 «Об организации образования обучающихся с умственной отсталостью» (pmpkrf.ru)

3.     Письмо Минобрнауки России от 23.05.2016 № ВК-1074/07 «О совершенствовании деятельности ПМПК»  (pmpkrf.ru)

4.     Письмо Минобрнауки России от 11.12.2015 №ВК-3041/07 «О показателях динамики обеспечения образованием детей с ОВЗ и детей-инвалидов» (pmpkrf.ru)

5.     Письмо Минобрнауки России от 07.06.2013 № ИР-535/07 «О коррекционном и инклюзивном образовании» (mosmetod.ru)

6.     Письмо Минобрнауки России от 09.04.2014 №НТ-392/07 «Об итоговой аттестации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (pmpkrf.ru)

7.     Письмо Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 16.04.2015 № 01-50-174/07-1968 «О приеме на обучение лиц с ограниченными возможностями здоровья» (mosmetod.ru)

8.     Приказ Минобрнауки России от 20.09.2013 № 1082 «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии» (mosmetod.ru)

9.     Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» (pmpkrf.ru)

Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (pmpkrf.ru)



Нормативно-правовые акты


Полезные ссылки

Общество